Татьяна Ашутова — декан факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия», председатель научно-образовательного консорциума «Будущее арктической архитектуры и динамики климата». Она рассказала, почему так важно развивать креативную индустрию, особенно в Арктических регионах.


Что такое креативная индустрия

Креативная индустрия — это все отрасли в экономике, основанные на интеллектуальной деятельности и творчестве, ориентированные на производство нового инновационного продукта.  Сферы её использования очень широки: это индустрия моды, кинематограф, анимация, дизайн, рекламные услуги, музыка, декоративное искусство и художественные промыслы, народное творчество, медиа, фестивали, виртуальная реальность, IT-сфера, телевидение, книги и прочее.

Понятие возникло в 1989 году в Великобритании, в это время страна выходила из кризиса и развитие именно креативной экономики было названо приоритетным направлением.

С тех пор данная концепция широко распространилась во всем мире. Стало очевидно, что креативная индустрия имеет большие перспективы развития экономики, выступая драйвером изменений качества жизни. Эксперты называют креативную индустрию точкой роста экономики и уверены в необходимости её развития. Идеи и технологии, таланты, творческий потенциал и инициативность — это и есть креативная индустрия. Именно знания являются в ней главным инструментом.

Мировой опыт

Внедрение креативных идей во все секторы экономики влечёт за собой множество положительных результатов. Перспективы стимулирования экономического роста, процветание и улучшение благосостояния стали главными причинами, по которым креативная экономика получила высокую степень важности, а затем стала развиваться и расширяться по всему миру. 

Во многих развитых странах целенаправленно создавались агентства, задачей которых была поддержка креативного сектора, и сегодня предпринимается много усилий. Например, снижение налоговой ставки для представителей этого сектора экономики, создание специальных выгодных условий для аренды помещений и пространств, продумываются другие меры и формируется целая система поддержки и помощи в развитии креативных индустрий. Выделяют гранты, на государственном уровне проводится популяризация креативной индустрии, создаются условия для экспорта — всему этому уделяется довольно много внимания со стороны государства.

Креативная индустрия в России

В нашей стране тоже понимают важность развития креативных индустрий. Особенно важно, что креативные индустрии дают возможность регионам использовать местную культуру и традиции для своего развития. Например, создание этнографических и этнокультурных центров способствуют развитию туристической отрасли, производства сувенирной продукции, ремесленных мастерских. В то же время развитие и продвижение колорита регионов страны — эффективный инструмент гуманитарного сотрудничества. Эксперты довольно позитивно оценивают рост креативной индустрии в России, называя оптимистичные цифры: к 2025 году по разным оценкам ожидают рост до 8% ВВП, а к 2035 году прогнозируют уже 10%.

Татьяна Ашутова абсолютно уверена, что развитию креативных индустрий в стране и регионах необходима государственная поддержка.

У нас долгое время вообще не понимали, насколько это важная отрасль. В приоритете было развитие промышленной экономики, именно её считали «локомотивом», основные усилия по развитию были направленны на промышленность. Понимание, что за креативной экономикой будущее, что она вносит огромный вклад в общую экономику, во многом являясь необходимым условием для развития и других отраслей, что она не просто даёт рынку дополнительные рабочие места, но и действительно становится той самой точкой роста — это понимание пришло позже. 

По теме:  Стоп, снято: чем отличаются кинематографисты от видеографов

Но даже с пониманием важности креативной экономики, важнейшим фактором её развития во всём мире является участие и поддержка государства. Имеющихся усилий, направленных на структурирование и стимулирование этого сектора экономики, на сегодняшний день явно недостаточно, а креативная индустрия обязательно должна иметь поддержку государства.

Льготные кредиты, офисные и производственные помещения по сниженным арендным ставкам, точечные меры поддержки — всё это необходимо для развития креативных индустрий.

В некоторых регионах такие преференции предоставляются, но нельзя сказать, что это поставлено на серьёзные рельсы повсеместно.

В больших городах

В России по большому счету говорить о развитии креативной индустрии можно только в больших городах. Например, в Москве в 2020 году создали Агентство креативных индустрий при Правительстве Москвы — это новая структура образована для создания рабочих мест в креативной отрасли, для её поддержки и продвижения креативных продуктов не только у нас в стране, но и за рубежом. Одна из важнейших задач Агентства — поддерживать позитивный имидж города как международного центра креативных индустрий, создание серьезного потенциала для увеличения вклада в креативную экономику города. Большая и, безусловно, важная работа. 

Стоит отметить, что в Москве еще до создания Агентства креативных индустрий уже была сформирована серьёзная инфраструктура в виде креативных пространств и кластеров. Переделывались старые пространства (Винзавод, Фабрика 1830, Суперметалл, Красный Октябрь), продолжают возникать всё новые — недавно появился креативный кластер Зотов, в которых как раз сосредотачиваются креативные люди. Они могут снимать помещения и пространства под свои идеи, работать по соседству с единомышленниками, там же проводить выставки и представлять, продвигать и продавать свою продукцию. 

Vinzavod brodilniy tseh
Источник: winzavod.ru

В таких условиях и в таких пространствах как раз концентрируется творческая сила, в которой интересно оставаться и дальше развивать её. Помимо коммерческой, креативная индустрия имеет и большую культурную ценность. Креативные индустрии — это новое предложение для горожан, их развитие влечёт расширение спектра культурных услуг и влияет на культуру города и региона в целом. В Больших городах это понимают и всячески способствуют процессам, в небольших тоже понимают, но не всегда располагают возможностями и мотивациями для реализации таких проектов, к сожалению.

Инфраструктура для креативного класса

Для стимулирования развития производства креативных продуктов необходимо развитие и совершенствование инфраструктуры креативного сектора экономики. Инфраструктура имеет чрезвычайно большое значение. В Москве, например, много усилий уделялось развитию инфраструктуры: открывались креативные кластеры и пространства, бизнес-инкубаторы — это очень серьёзно связано с созданием креативных индустрий. 

Наличие креативной индустрии в городе или целом регионе очень тесно связано с креативным классом — людьми, которые движут креативную экономику, которые обладают творческим потенциалом, могут генерировать идеи и создавать новый продукт и, что особенно важно, понимают, как это сделать. 

Инфраструктура пространства чрезвычайно важна, тогда масса креативного класса будет расти. Как пример — Кремниевая долина, место с высокой концентрацией людей, которые хотят и могут делать что-то новое. В таких условиях и в таких пространствах как раз концентрируется творческая сила, которой интересно быть, оставаться и развиваться дальше. 

По теме:  Парки и зоны отдыха: самые благоустроенные локации в России

Творческие отрасли способствуют развитию рынка труда, новых, гибких форм занятости, что особенно важно для молодёжи. Самый высокий показатель вовлечённости людей в возрасте от 15 до 29 лет наблюдается именно в креативной экономике. Доля самозанятых — более 30%, активно участвует малый и средний бизнес. Активные, инициативные, трудоспособные, увлечённые люди готовы творить и созидать, а задача государства в целом и местных органов власти — создать условия и сформировать инфраструктуру таким образом, чтобы было место и условия для реализации креативных индустрий. Это весьма перспективные инвестиции, потому что они направлены на развитие города и поддержку людей. Весь мировой опыт доказывает, что такие инициативы дают массу положительных последствий. Креативный класс формирует городскую среду, делая её более привлекательной и для жителей, и для туристов.

Образование в регионах: «Недостаточно бюджетных мест креативных специальностей», — уверена декан факультета дизайна и рекламы Университета «Синергия» Татьяна Ашутова 

Безусловно, развитие креативных индустрий фундаментально связано с образованием, это важно и необходимо. Любой драгоценный камень нуждается в огранке, любой талант нужно направить и обучить. В ВУЗах с бюджетными местами на креативные направления, сейчас беда. 3—4 бюджетных места в региональном университете на дизайн, например, — разве этого достаточно? Конечно, будут уезжать. Потому что учиться платно далеко не все могут себе позволить, а для выделения таких мест на целевой или бюджетной основе опять же нужна поддержка правительства региона и профильных министерств. 

Получается, что молодые люди, которые хотели бы учиться в своём городе и развиваться дальше в креативной отрасли, не могут найти для себя подходящего образования на месте и уезжают в крупные города. И как правило, остаются там насовсем, возвращаются единицы. 

Творческая молодёжь есть, её на самом деле много. Работая со студентами, я с удовольствием вижу, как много у нас талантливых ребят, деятельных, думающих, созидающих. Если они остаются в родном городе и получают в нём образование, то не теряют связь с регионом. Они проникнуты атмосферой Севера и понимают его специфику, знают тематику арктических смыслов, придумывают новое и в одежде, и в трендах, очень много берут в работу тем развития городской среды, потому что это их актуальная реальность, их среда, их жизнь.  И по окончанию университета куда они пойдут работать? 

Если нет системной поддержки креативного направления, ребята не могут применить себя, не могут реализовать свои идеи и начинают искать себя в больших городах, где их таланты и креативность найдут применение и будут реализованы. Уезжают и вполне успешно реализуются. Для того, чтобы сформировать приток (или как минимум не допустить отток) креативно мыслящих людей, которые способны создавать продукт и генерировать идею, нужно создавать определённую среду в этом городе, в этом регионе. В том числе, и образовательную. 

По теме:  Гид Алексей Мустафин о новом проекте по безопасности в турпоходах

«Двигатели» креативной индустрии

При государственной, политической, инвестиционной и общественной поддержке сектор креативной экономики будет успешно развиваться, а это обязательно благотворно скажется на социально-культурном и экономическом уровне развития региона. Пока мы можем об этом только мечтать, а на местах прогресс двигают энтузиасты и инициаторы. Это люди, понимающие важность развития креативных индустрий, важность развития своего города, творчества, креативного класса, формирования привлекательной и удобной городской среды.  Это неравнодушные, в хорошем смысле беспокойные и креативные люди, которые думают о завтрашнем дне. Благодаря им реализуются многие значимые проекты.

Креативная экономика сейчас получает новый толчок благодаря созданным агентствам развития, работающим в регионах. В качестве примера назову Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа» — главный драйвер и интегратор реализации и сопровождения программы социально-экономического развития Печенгского Муниципального округа. 

Организаторы сумели найти интересные проекты, сумели заручиться поддержкой местной администрации и градообразующего предприятия АО «Кольская горно-металлургическая компания», дочерним предприятием «Норникеля». Они взяли на себя самые сложные вопросы по реализации идеи до конечного продукта, объясняя и обучая, направляя и мотивируя. 

Те, кто стоял у истоков создания Центра социальных проектов Печенгского района  «Вторая школа», проделали огромную работу и на сегодня остаются связующим звеном между креативными творцами, органами власти и бизнесом. 

Как мы видим, реализуемые ими проекты действительно востребованы, интересны и крайне положительно сказываются на городской среде. Вот пример того, какие важнейшие и большие изменения могут произойти, если креативная индустрия получает поддержку. Теперь главное, чтобы эта поддержка сохранилась и развивалась дальше, ведь это ведёт к развитию всего Печенгского округа. С удовольствием наблюдаю, как меняется Никель, какая активная жизнь в нём ведётся, как много возможностей появляется у креативных ребят.  

Art rezidencia nikel
Источник: 2 школа

Инициаторы готовы работать в направлении развития креативных проектов, поэтому важнейшим фактором остаётся необходимость системной поддержки таких креаторов органами власти, бизнесом и государством. От такого сотрудничества в конечном итоге будут выигрывать все жители региона. 

Меры поддержки должны быть не разовыми, не изолированными, а системными. Печенгский округ сейчас явно лидирует в развитии креативных проектов, это заметно, это должно стать примером и ориентиром для всего региона. 

Назову второй пример — это стратегический проект нашего регионального университета «Креативный город — территория развития», созданный на базе института Креативных индустрий и предпринимательства. Не каждый столичный вуз может похвастаться наличием такого стратегически важного института в своей структуре. В рамках этого проекта и развивается молодёжь по самым разным творческим направлениям. Международный форум «Креативные индустрии арктического региона», конкурс дизайна одежды и театрализованный перфоманс «История о северной идентичности», фестиваль городской среды «Мурманистика» стали известны не только в нашей стране, но и за рубежом. 

konkurs
Источник: 2 школа

Такие проекты меняют регион, позволяют развиваться нашей творческой молодёжи. Креативные индустрии плюс поддержка органов власти всегда приводит к ощутимым и отличным результатам, это подтверждается и мировым, и российским опытом. А выигрывает в конечном итоге экономика. И люди.