В феврале в Центре «Вторая школа» прошёл необычный мастер-класс, на котором участники создавали брелоки из рыбьей кожи.
Казалось бы, что можно сделать из этого материала и как с ним работать? На самом деле в Мурманской области уже несколько лет популяризируют использование рыбьей кожи, шьют из неё стильные и аутентичные аксессуары.
Одной из первых мастериц, кто начал работать с этой удивительной материей, стала Татьяна Батова.
Мы поговорили с ней о том, как родилась идея использовать рыбью кожу, как этот оригинальный продукт помогает развивать региональный стиль, а также о том, что для Татьяны значат Север и ненецкая культура.
Читайте в статье
Вместо предисловия
Татьяна Батова — мама в декрете, дизайнер, старший преподаватель Мурманского арктического государственного университета, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, руководитель проекта «Лаборатория Арктического дизайна».
Сейчас Татьяна сфокусирована на развитии двух проектов: она занимается популяризацией ненецкой культуры и созданием изделий из рыбьей кожи.
О Севере и выборе жизненного пути
Я восхищаюсь Севером и считаю, что здесь можно жить только по большой любви. А вообще, неважно, где человек находится. Главное — вдохновляться этим местом и обожать его всем сердцем.
Я переехала в Мурманск из ещё более северных краёв — из Нарьян-Мара, Ненецкого автономного округа. Поэтому можно считать, что я эмигрировала в более тёплый регион.
После школы я пошла учиться на дизайнера и выбрала эту профессию, так как хорошо рисовала. Мне показалось, что это будет лучшим направлением, где я смогу развить свои таланты.
Что значит для Мурманской области локальная идентичность
До декрета я преподавала в Мурманском арктическом государственном университете. Помимо чтения лекций студентам, я часто принимала участие в разных конференциях. И несколько лет назад в своих выступлениях я много говорила о необходимости поиска визуальной локальной идентичности Мурманской области. Тогда это обсуждалось как гипотеза, сейчас же мы видим, что данная тема стала неотъемлемой частью нашей жизни.
Также в 2017 году я со студентами создавала первые наработки по дизайн-коду, хотя в то время ещё никто не знал, что это такое. А сейчас эта тема стала актуальной. И для Мурманска, например, уже разработано три варианта дизайн-кода.
На данный момент дизайн-код и локальная идентичность — всемирный тренд, который в том числе популярен и в России. Это обусловлено тем, что у нас активно развивается внутренний туризм. И Мурманская область — не исключение. Здесь используют разные способы для привлечения путешественников, которые находятся в поиске новых впечатлений и эмоций.
Именно локальная идентичность помогает понять туристу, где он находится и чем глобально отличаются друг от друга Мурманск, Архангельск, Петрозаводск. Ведь в разной местности могут быть одинаковыми климатические особенности, рельефы.
Важно показать человеку уникальность территории, сосредоточить его внимание на каких-то локальных аспектах, по которым он с лёгкостью сможет отличить один город от другого.
Если конкретно говорить про Мурманскую область, то самый отличительный знак здесь — северное сияние. Именно за ним к нам едут путешественники со всех уголков земного шара.
Создание проекта «Лаборатория Арктического дизайна»
Занимаясь поиском локальной идентичности, примерно три года назад я создала проект под названием «Лаборатория Арктического дизайна».
В лаборатории принимают активное участие мои студенты. Вместе с ними мы тщательно изучили теоретическую часть вопроса, создали множество проектов по поиску идентичности. Так, например, мы провели конкурс проектного дизайна в Мурманской области, узнали, как люди представляют себе локальную идентичность.
Из полученных данных мы сделали первичное и вторичное исследования и во время этой работы нашли материал, который напрямую касается Мурманской области. Это рыбья кожа, которая подходит нашему региону по многим позициям: отражает историю и глобальные смыслы, раскрывает его локальную идентичность.
Особенности работы с рыбьей кожей
После того как мы обнаружили рыбью кожу и решили с ней работать, то узнали, что она не востребована. Её производит всего одна компания в качестве эксперимента. Но это очень классный и уникальный материал, и нам очень хочется, чтобы он стал популярным.
Также мы поставили перед собой задачу — познакомить как можно больше мастеров с рыбьей кожей, рассказать им о её необычных свойствах и фактуре.
У этого материала оригинальная текстура, с ним интересно работать. Но у неё есть один минус — цена. Кожа рыбы очень дорогая: её стоимость в четыре раза выше, чем стоимость кожи коровы. Плюс она не производится массово, так как это невозможно технологически.
Во время очередного рассказа о рыбьей коже я встретила Александру Дзюбу — мастера, которая влюбилась в этот материал. И уже вместе с ней мы начали искать, как и где можно применять его.
На данный момент складывается следующая ситуация: можно создавать большие изделия из кожи рыб, но они будут очень дорогими и недоступными для многих людей. Либо же её можно использовать для изготовления небольших аксессуаров и сувениров, стоимость которых не будет кусаться. Пока что с Александрой мы не определились, по какому пути лучше пойти, и думаем над разными вариантами.
После открытия для себя необычной кожи я написала пособие «Дизайн-проектирование изделий из кожи рыб» для мастеров, которые хотят попробовать создавать из неё изделия. В книге я рассказала об особенностях кожи и обо всех тонкостях работы с ней. Прочитав пособие, каждый мастер может взять рыбью кожу и использовать каждый миллиметр этого недешёвого материала.
Предметная среда ненецкой культуры
Помимо работы с рыбьей кожей, я увлекаюсь ненецкой культурой. Я прожила на родине своей мамы — в Нарьян-Маре — до пяти лет. Она у меня по национальности ненка.
Культура этого народа мне не чужда. Особенно я в восторге от их предметной среды, которая прошла тысячелетия эволюции. Ненцы — кочевники, и, переезжая с места на место, они брали с собой только самое нужное. А концепция «самое нужное и ничего лишнего» меня в целом привлекает.
Потому что сейчас мы живём в эпоху потребления и вещизма. Но уже люди начинают осознавать, что их окружает очень много того, от чего можно отказаться.
Мне бы хотелось, чтобы ненецкая культура продолжала жить. Я стараюсь работать над её популяризацией, вношу свою лепту и делаю всё для того, чтобы о ней узнало как можно больше людей.