Погостом в Древней Руси называли комплекс церковных построек. Обычно он включал в себя храм, колокольню, сторожку и кладбище. Иногда к нему примыкали хозяйственные постройки. В некоторых регионах слово «погост» использовалось для обозначения административного центра.

Пазрецкий погост находится в Печенгском округе Мурманской области. На его территории расположена церковь Бориса и Глеба, которая является памятником архитектуры и истории регионального значения. Церковь действующая, службы проводятся раз в месяц. История Пазрецкого погоста — это и история России, отстаивающей свои границы, и история коренных жителей Заполярья, и легенда о бесценных сокровищах.

Согласно одной из легенд, в Пазрецком погосте спрятаны сокровища, оставшиеся после разорения монастыря в годы Великой Отечественной войны. Согласно другой версии, эти богатства были укрыты ещё раньше, в период шведского нашествия начала XVII века.


Монашеская обитель в северном раю

Река Паз (в переводе с саамского значит «святая»), длиной 145 километров, берёт своё начало из озера Инари, проходит через множество других озёр и впадает в южный рукав Варангерфьорда. Она протекает по границе трёх стран: России, Финляндии и Норвегии, являясь пограничной для каждой из них. В «Путеводителе по Северу России», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1898 году, эти места не случайно описываются как «полярный рай».

Горы, окружающие реку, защищают от холодных ветров, благодаря чему климат здесь особенный и гораздо теплее, чем в окрестностях. Самые ранние археологические находки на этой территории относятся к раннему Средневековью. Серебряный браслет, железная фибула и четырёхконечный православный крест-тельник свидетельствуют о том, что люди посещали эти места уже в XI–XII веках.

Letniy pogost pzretskih saamov reka Paz 1867 god
Источник: lexicon.dobrohot.org

В XVI веке на этом месте существовал так называемый Пазрецкий погост: монашескую обитель основал преподобный Трифон, православный монах, причисленный к лику святых. Погост служил цели распространения православной веры среди коренных народов. В 1565 году (по некоторым данным, на месте языческого святилища) была построена деревянная однокупольная церковь с колокольней, внешне походившая на обыкновенную избушку, ставшая оплотом православия на языческом Севере.

Полукочевые племена приняли православие, преподобный Трифон крестил их в водах реки Паз. Церковь обслуживала тогда исключительно лопарей, другого населения до второй половины XIX века не было. Освятили её во имя мучеников Бориса и Глеба.

Нелёгкая жизнь на границе

В 1589 году пазрецкие саамы подверглись нападению подданных шведского короля — финского отряда под руководством Пекко Везайнена, разорившего Печенгскую обитель.

Несмотря на то что в монастыре были убиты 116 монахов и трудников и многое предано огню, Борисоглебская церковь уцелела. Вскоре после этого обитель «переехала» под защиту стен Кольского острога, и регулярные службы в храме прекратились: добраться до него из Колы в те времена было непросто.

В феврале 1682 года на реку Паз прибыл кольский соборный священник Алексей Симонов, объезжавший по государеву указу поселения оленного народа для уничтожения у лопарей вновь поднявшего голову язычества. Пазрецкие саамы — жители расположенного рядом с Борисоглебским храмом селения сказали ему:

«Крещены де мы из давних лет и святую христианскую веру держим, а тайн святыя церкве мы скудости своей ради лишены. А священника у тое церкве нет, потому что у нас место безхлебное: хлеб у нас не родитца и купить негде, и священником у нас питатца нечем. А нам кроме священника жить в таком порубежном месте велми скучно».

Приходские священники по-прежнему жили за сотни вёрст от храма, но посещать свою кочующую паству стали чаще. Приход просуществовал до середины XVIII века, после чего был упразднён, а Борисоглебская церковь была приписана к Кольскому Воскресенскому собору. Всё вернулось на круги своя: редкие приезды священнослужителей только подчёркивали отдалённость и глушь северной окраины страны, расположенной «близ дацкаго рубежа».

По теме:  Сколько стоит путешествие на полуострова Средний и Рыбачий и как туда добраться?

Судьбу погоста и российских границ решил жребий

Новый всплеск интереса к храму Бориса и Глеба произошёл в ходе окончательного установления границы между Россией и Норвегией. На переговорах 1620–1621 годов между Россией и Швецией, владевшей тогда Финляндией, шведы хотели провести рубеж так, чтобы оставить за собой Печенгу и поставить там свою крепость, что позволяло вбить клин между русскими и датскими землями.

Если бы их замысел удался, православный храм на реке Паз оказался бы на шведской территории. Именно тогда — единственный раз за всю историю — граница Кольского края определилась с помощью жребия, воспринимавшегося как знак свыше. Поскольку вытянут был крест, а не «коруна», Ребольская волость, находившаяся под управлением кольских воевод, осталась в составе московской державы. А клин шведских земель в русско-норвежском порубежье так и не появился.

Церковь во имя Бориса и Глеба уже на тот момент была не просто святыней, она являлась неотъемлемой частью самосознания пазрецких и других окрестных лопарей, центром мироощущения, ярче всего выраженного в поговорке «Лопарь не может умереть, не помолившись у Бориса и Глеба».

deti loparey
Источник: lexicon.dobrohot.org

В 1814 году страна фьордов перешла под власть Швеции. Вскоре встал вопрос о проведении по спорным землям точной рубежной черты. Норвежцы претендовали на владение всем левым берегом реки Паз, но на их стороне, неопровержимо доказывая принадлежность к России, стояла православная церковь, древность которой подчёркивалась в том числе и наименованием в честь первых русских святых.

Отрезанность от внешнего мира привела к тому, что пазрецкие лопари почти не знали Петербургская конвенция, подписанная в 1826 году, оставила церковь и территорию в одну квадратную версту величиной вокруг нее за Россией. Российско-норвежское разграничение разрезало земли Пазрецкого погоста почти пополам. Что, в свою очередь, предопределило дальнейшую судьбу как самой церкви Бориса и Глеба, так и расположенного рядом с ней саамского селения.

Русское общественное мнение считало рубеж, прошедший по рекам Паз и Ворьема, крайне неудачным. После проведения новой рубежной линии выяснилось, что, сохранив храм во владении Российской империи, разграничение повлекло за собой ещё большую его изоляцию.

По теме:  Ульяна Годлевская: впечатления от арт-резиденции "Никель. Полярный день 2024"

Зимой попасть к нему можно было исключительно на оленях, а в навигацию — по морю, требовалось пересекать норвежскую территорию. Подобная русского языка и считали расположенную рядом Норвегию гораздо более сильным государством, чем Россия.

Другим её следствием стало жалкое состояние Борисоглебской церкви. «Утварью скуднейшая, — докладывал в 1839 году епархиальному начальству настоятель кольского собора протоиерей Матфей Поликин. — Служения в ней не бывает, кроме венчания браков и исправления других духовных треб».

†

Храм как символ владычества России

Letniy pazretskiy loparskoy pogost
Источник: lexicon.dobrohot.org

В 1826 году при демаркации границ России и Норвегии граница прошла по реке Паз, и левый берег, на котором стоит церковь, отошёл к Норвегии, однако ради сохранения православной церкви в составе России на норвежском берегу был создан анклав площадью 1 кв. км. Такая конфигурация границы сохранилась по сей день.

23 июня 1870 года в Пазреку прибыла русская эскадра в составе корвета «Варяг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан» под командованием вице-адмирала К.Н. Посьета. На «Варяге» находился великий князь Алексей Александрович (сын Александра II).

Взору прибывших предстала на Пазреке ветхая, «жалкая и до невозможности бедная» церковь святых Бориса и Глеба. Поблизости, как бы в посрамление России, норвежцы построили две хорошие каменные церкви. После молебна морские офицеры провели подписку и собрали около 600 рублей на сооружение приличного храма. Князь Алексей Александрович выделил деньги на ремонт сильно обветшавшего здания старой церкви, а по ходатайству К.Н. Посьета Святейший Синод выделил на постройку новой Борисоглебской церкви более 30 тысяч рублей.

Строительство, курировавшееся особым комитетом при архангельском губернаторе, велось в 1872–1874 годах. Автором проекта стал инженер Д.В. Васильев, подряд взял архангельский купец Е.А. Плотников.

Здание рубили в Архангельске и на судах в разобранном виде доставляли в Пазреку в течение трёх лет. 23 июня 1873 года Пазрецкий погост посетили король Швеции и Норвегии Оскар II и принц Оскар Адольф. Монаршие особы остались под сильнейшим впечатлением: такая роскошь убранства и основательность строений давала понимание, что Россия своих территорий уступать не собирается. 25 августа 1874 года состоялось освящение храма.

Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму много икон и четыре перемены священнических облачений и одежд: парчовые — для торжественных служб, шёлковые — для повседневного ношения и бархатные — для траурных богослужений. В то время это был лучший храм на Кольском Севере. Создавался он не столько для удовольствия окрестных лопарей, сколько из соображений престижа. Русский консул в Северной Норвегии Д.Н. Бухаров в 1885 году писал:

«Вновь построенная церковь, красота ее архитектуры, блеск позолоты внутри этого самого северного в мире православного храма, колокольный звон, обширные не в меру хоромы причта поражают всякого посещающего ее иностранца и служат вещественным, на границе, признаком нашего владычества».

При церкви был построен солидный дом для проживания священника и гостиница для приезжих богомольцев. В связи с постройкой новой Борисоглебской церкви был открыт самостоятельный Пазрецкий приход, выделенный из Печенгского.

По теме:  Зимний триатлон в России: где проводят соревнования по троеборью в зимний период

Пазрецкий заступник лопарей

После смерти преподобного Трифона с 10 августа 1874 года до своей кончины в октябре 1915 года настоятелем Пазрецкого прихода стал священник Константин Прокопьевич Щеколдин.

Он выучил язык лопарей, чтобы быть ближе к своей пастве, боролся с пьянством среди местных жителей, открыл ставшую впоследствии знаменитой передвижную церковно-приходскую школу для лопарей, в которой занятия проводились на местах сезонных кочевий. К концу жизни отца Константина каждый третий житель погоста умел читать и писать.

Его перевод Евангелия от Матфея на нотозерский диалект лопарского языка, на котором разговаривали жители Пазреки, вышел в свет тиражом, превышающим число грамотных саамов. А в 1895 году издали «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии» — первый саамский учебник. Эти две книги, по сути дела, заложили фундамент современной саамской литературы.

Судьба погоста в новейшей истории

ХХ век принес российскому анклаву на норвежском берегу реки Паз больше печали, чем радости. Весьма беспокойным соседом оказался для пазрецких саамов созданный в 1906 году комбинат «Сюдварангер» — крупное индустриальное предприятие, представлявшее собой «рудокопный завод при железных приисках». Объектом споров и противоречий стал находившийся рядом с Борисоглебской церковью крупнейший на реке и единственный полностью расположенный в российских пределах водопад, или падун.

Shkola chasovnya v Pazretskom pogoste 1926 foto Tanner arhiv SKMa
Источник: lexicon.dobrohot.org

Гидроэнергетики высоко оценивали его потенциал. Виды на край имела и Норвегия, мечтающая о захвате Пазрецкого водопада. В 1920-х — 1940-х годах территория бывшего Пазрецкого погоста была в составе Финляндии. Начиная с февраля 1921 года в Пазреке хозяйничали финны. Норвежцы пытались договориться и с ними. В 1943 году шведские гидроэнергетики создали проект ГЭС Колтакенгас мощностью 40 тысяч лошадиных сил.

Осуществить его не успели — финское владычество в этих краях закончилось.

В 1944 году во время военных действий новая церковь Бориса и Глеба сильно пострадала, а более старый деревянный храм сгорел до основания. Храм был восстановлен в 1982–1992 годах, в 1992 году состоялось его освящение.

Новая точка на туристических маршрутах

Сегодня на месте Пазрецкого саамского погоста эковолонтёры намерены установить обелиск, интерактивные объекты и запустить новый туристический маршрут. Он будет посвящён первым жившим в Мурманской области представителям народа саами.

Наталия Сидорина, заместитель директора АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа»»:

«Пазрецкий погост — стоянка саамов, там же есть признаки стоянки первого человека. Это место никак не отмечено до сих пор. Мы планируем произвести паспортизацию экотропы, установить обелиск и два пункта с объектами дополненной реальности, чтобы современные люди смогли посмотреть на тех, кто жил тут до нас».

На территории Печенгского округа расположено множество изумительных мест, которые обладают уникальной историей и природой. В частности, в Мурманской области находится природный парк «Кораблекк», о котором можно узнать из нашей статьи