Развитию внутреннего туризма в Печенгском муниципальном округе быть! Для его визуализации, для того, чтобы эти края узнали и полюбили не только те, кто живет и работает там, но и другие жители нашей огромной страны, задуман проект Печенгские тундры: от Техногена к Природе. А воплощать его в жизнь будет известный режиссер-документалист Иван Сидельников.

Сидельников
Фото: Иван Сидельников

С ним наше сегодняшнее интервью.

 — Как появилась идея создания проекта «Печенгские Тундры: От Техногена к Природе»? Что вдохновило Вас на его реализацию? 

 — Наша первая кинолента о крае завершается словами «В этом фильме мы только начали изучать азбуку Печенги. Впереди новые, захватывающие открытия. Сделаем их вместе!» 

После того, как появились оценки нашего труда со стороны зрителей (очень теплые и потому — вдохновляющие), мы вместе с коллегами из Центра «Вторая школа» решили, что к «азбуке» должны прилагаться свои «прописи» — более детально и красочно раскрывающие те направления, с которыми связано будущее Печенгского округа. Обсудили с командой, что ещё может «зарядить» и молодую, и возрастную аудиторию. В итоге появился проект «От техногена к природе». Наша работа над новым фильмом идет параллельно с усилиями многих людей, вкладывающих силы во всестороннее развитие региона. Поэтому в картине будут пересечения с замыслами по созданию проектов, которые придают территории Печенги новые смыслы и возвращают утраченные.

Хотелось бы задать вопрос о Вас. Вы — выпускник кафедры экономической географии и социальной экологии СПбГУ. Но начинали карьеру режиссером «Леннаучфильма». Довольно необычный поворот. Расскажите о том, как все начиналось для Вас?

— Я родился в семье кинорежиссеров «Леннаучфильма». А учился читать (как рассказывают очевидцы) по географическому атласу мира. Это, видимо, наложило отпечаток на всю мою дальнейшую судьбу, потому высшее образование я получил в Петербургском госуниверситете (геофак, кафедра экономической географии и социальной экологии). На исходе университетской жизни нарисовалась задача «найти себя» — найти ту нишу, которая позволила бы, применяя знания в области наук о Земле, полученные в СПбГУ, приносить пользу обществу и доход своему кошельку.

Сидельников 3
Фото: Иван Сидельников

В моем активе было несколько интересных курсовых и дипломная работа на тему «Инфраструктурный комплекс, как фактор организации экономического пространства России». Свой диплом я переписал в формат заявки на серию образовательных фильмов «Русская карта», которую отправил в министерство культуры. В тот год государство искало молодых кинодебютантов.

Я получил небольшой грант на реализацию своего проекта и первые годы после выпуска проработал на легендарной питерской киностудии «Леннаучфильм». Здесь, в реальном производстве, пришлось осваивать широкую линейку прикладных инструментов, позволяющих превращать знания и события в увлекательный видеоряд.

Четыре года я много работал и снова учился — воплощать задуманное на экране. Практиковался в сценарном деле, вникал в особенности операторского мастерства, брал уроки монтажа, синхронизировал свои идеи с дизайнерами компьютерной графики, дикторами и звукорежиссерами, делал первые шаги в продюсировании проектов, учился взаимодействию с разными творческими командами — и днём, и, что чаще, ночью. Так и осваивал редкую профессию — режиссера неигрового кино. Найти свою нишу удалось на стыке дисциплин, соединив увлечение географией с возможностями визуальных технологий. Получив, таким образом, второе «образование» на кинофабрике, решил, что хочу заниматься такой географией и дальше. Так в 2005 году появилась студия «Инсталлтехно». На будущий год ей исполнится 20 лет.

По теме:  Из хобби в бизнес: как монетизировать свои увлечения

Вы направили заявку в министерство культуры и получили грант на реализацию. Со стороны выглядит просто: решил-направил-победил, хотя уверена, за этой простотой скрыта огромная работа. И всё-таки Вы даже не стали дожидаться, когда наступит тот самый шанс, а сами создали его для себя, приняв нестандартное решение.  Получается, и у других творческих людей — молодых и не очень, есть возможность реализовать себя. Что для этого нужно? Можете ли дать какие-то рекомендации с высоты своего уникального опыта?

Совет первый: не брать на веру популярный шаблон, гласящий, что во всех госструктурах все схвачено, что реализоваться позволено только своим, что хорошие идеи крадут. Наоборот – не бояться проявлять инициативу, смело заходить через официальные каналы — двери, сайты, конкурсы. Может и не с первой попытки, а со второй или третьей — удачная, своевременная и релевантная времени идея найдет поддержку и своего заказчика.

Совет второй: сосредоточенно думать над актуальными темами. Идея должна соответствовать запросу — общественному или государственному. Уметь сформулировать в 3-4 кратких тезисах суть идеи, а еще в 1-2 абзацах — механизм ее воплощения. Стоит научиться искать поддержку и уметь кратко, концентрированно формулировать суть. 


В чем заключается инновационность Вашего проекта, посвященного Печенгскому округу, особенно с использованием 3D-карт и визуализаций? Ведь сама по себе технология 3D не нова…

— Вы правы, с точки зрения использованных инструментов визуализации, проект нельзя назвать революционным. В нем не задуманы сложные симуляции и трансформации. Его сильная сторона — качественная проработка причинно-следственных связей на сценарном этапе, поиск и разработка нескольких приемов, позволяющих передать большой массив информации в ярких, запоминающихся образах. Трехмерные карты, конечно, присутствуют — они и красивы, и очень информативны — позволяют «играть» с масштабом. Как говорят лесоустроители, они позволяют «и рассмотреть отдельный листик, и ветку, и дерево, и «отлететь» до огромного леса, и оценить, где находится этот лес в масштабе Земли».


Разрешите задать вам провокационный вопрос? Вы поставили перед собой непростую задачу – используя небольшое количество локаций, просто и понятно рассказать об истории, технологиях… Какие у вас, как у художника есть для этого ресурсы, приемы?

Сидельников 1
Фото: Иван Сидельников

— Рекламщики говорят «у каждого бренда своя легенда», киношники к этой позиции прислушиваются — в каждой съемочной локации нужно разобраться. Изучить ее, прочувствовать. И, уже понимая ее особенность, уникальность, инаковость, передать зрителю атмосферу места. Где-то это природная красота, где-то – загадка,  неоднородность или структурность. В отдельных случаях нужно поднять необычную историю, познакомиться с героями. А бывает так, что присутствует все перечисленное, плюс оно многослойно да еще и разнесено во времени. Тогда нужно пробраться в прошлое, интересно развернуть настоящее и заглянуть за горизонт, в будущее. Визуальные приемы — они как буквы, одни и те же (съемочные, графические). Важно правильно составить из этих «букв» слова, фразы, рассказ. Тогда получится не набор спецэффектов, а нарядная, понятная, интересная картина, погружающая зрителя именно туда, куда его зовут авторы. 

По теме:  5 самых редких и необычных видов спорта, популярных в Мурманской области.


На что или кого вы равняетесь в своей работе?

— Какого-то готового лекала или шаблона, конечно, нет. Для того и ведется разработка сценария, осмотр локаций, консультации с разными специалистами, чтобы итогом всей работы стал новый творческий кинопродукт. Со своим видением, драматургией, увлекательностью. Из примеров, пожалуй, приведу два проекта о Ростове Великом — рассказ об урагане, разрушившем знаменитый ростовский кремль в 1953 году, и тизер фильма «Крепость». В них можно обратить внимание не на какой-то конкретный визуальный прием, а на сам подход к подаче информации.


Сегодня у режиссера есть очень широкий спектр инструментов. Вы будете сочетать съемки с компьютерной графикой, использовать модные ныне нейросети?

— Съемки и графику будем сочетать — это, что называется, «обязательная программа» при построении видеоряда. Нейросети пока играют лишь вспомогательную роль. В основном, для расширения кругозора при разработке концепции. Основные визуальные решения остаются за живыми людьми — аналитиками, сценаристами, художниками, моушен-дизайнерами. 

Для фильма предстоит осуществить реконструкцию внешнего вида ландшафтов – от того, что было изначально, и далее – до строительства никелевого комбината. Вы сами будете руководить процессом восстановления? Какая подготовительная работа проведена? Изучались ли документы, фотографии, видеозаписи?

— Пока мы не определили крупность и детализацию, с которой будем показывать местность на историческом этапе «до». В том числе и потому, что в архивах сохранилось не так много удачных фотодокументов и подробных карт по этим территориям. Предполагаю, что общая картинка будет достаточно достоверной, но претендовать на географически подлинную реконструкцию мы не планируем. В математике есть хорошее выражение «необходимо и достаточно» для решения задачи. Для наших целей имеющихся архивных материалов хватит, чтобы передать течение времени от тихого, малолюдного погоста к активной промышленной стройке.

Сидельников 6
Фото: Иван Сидельников

Наверное, можно констатировать, что без, таких партнеров как Центр «Вторая школа» и ПАО ГМК «Норильский никель» не было бы и данного проекта. Но ведь у Вас это уже не первый опыт сотрудничества. С чего началась ваша совместная работа, с каких проектов и по чьей инициативе?

— С «Норникелем» мы начали сотрудничать в 2009 году. Тогда мы работали над кинопроектом «Время полярных стран» и обратились к руководству с просьбой пройти по маршруту Мурманск-Дудинка на одном из контейнеровозов арктического флота компании. Полученное разрешение позволило отснять интересующий материал и собрать на его основе веселый клип под названием «Маевка на Енисее». Ролик был оценен достаточно высоко, и пресс-служба «Норникеля» попросила сделать о компании презентационный фильм. Он получил название «История о норильском никеле и других стратегических металлах». С интересом он смотрится и сегодня.

По теме:  Морозостойкость и неприхотливость: особенности озеленения для северных широт

С коллегами из Центра «Вторая школа» мы познакомились в 2020 году, когда тот же «Норникель» позвал нас сделать несколько роликов о причинах и последствиях закрытия Плавильного цеха в поселке Никель. В этой экспедиции нас принимали Андрей Фоменко, директор Центра «Вторая школа», и его заместитель Владимир Чижов. Несколько бесед о жизни, о стране, о Печенге. Друг другу запомнились. И в 2022 году сложились обстоятельства, когда экранизация той самой «азбуки» Печенги от А до Я стала возможной и получила поддержку. А один из роликов о Плавцехе, кстати, опубликован. 


Вы режиссер-документалист. А нет ли у вас желания в будущем снять художественное кино, либо внести в свои фильмы больше художественных элементов, сцен с участием актеров?

— Сцены с участием актеров и сейчас встречаются в наших картинах. Например, в фильме о советской космической программе «Буран-Энергия» отлично выступил в роли ведущего Тимофей Федоров, а в фильме о компании «Мостострой №6» — заслуженный артист России Николай Буров. Иногда актер или актриса «залетают» в кадр или микросюжет внутри сложной структуры фильма («Канатоходец», «Оренбуржье», «Роснефть»). Сама по себе идея снять чисто художественный фильм меня не сильно увлекает — режиссеров-игровиков в профессии достаточно. А вот сделать научно-популярный фильм с преимущественно актерской игрой — такая заявка есть. Если (когда) этот фильм появится, он станет, конечно, остросюжетным и культовым. Он и называется так «Культ урологии. История мужского здоровья».

В завершении расскажите о своих творческих планах. К чему приступите, когда закончите работу над данным проектом? И будет ли продолжаться сотрудничество с Центром «Вторая школа» и ПАО ГМК «Норильский никель»? Если да, в каком направлении?

— Сейчас нужно справиться с тем, что уже начато или скоро стартует в производстве. Из глобальных планов — хотел бы сделать документальный проект «Ритмы Евразии»: многосерийный фильм об истории и географии цивилизаций, «складывающих» наш континент. Тот же медико-просветительский фильм «Культ урологии», о котором говорил выше. «Атлас мозга» — фильм о национальной системе государственного управления. Серию «В папку Президенту» — об актуальных транспортных технологиях, по разным причинам не развивающихся в нашей стране. Еще есть идея сделать интерактивный музей, посвященный судьбе человека, судьбе места его рождения и судьбе места его работы — это история моего отца, кинорежиссера Александра Сидельникова, история железнодорожной станции Волхов-Мост (бывш. Соснинская Пристань), история киностудии «Леннаучфильм» — бывшей кинофабрики по производству научно-популярного кино. Идей и других в достатке. Жизнь, покажет, какие из них пройдут проверку временем и окажутся востребованными.