«Киноплощадка» — проект реализует АНО «Продюсерский центр «Северный Характер» при поддержке Эндаумент-фонда «Кольский», Центра «Вторая школа», администрации Печенгского округа Мурманской области и Центра развития кинопроизводства. Участники будут исследовать съемочные локации Печенгского округа, обсуждать фильмы и смогут освоить профессии помощника режиссёра и локейшен-менеджера. Рассказываем о том, кто такой локейшен-менеджер и как происходит подбор локаций для съемок.

kinoploschadka
Источник: Центр «Вторая школа»

С чего всё начиналось

Поначалу авторы сами были вынуждены искать места для съемок. Режиссёры, операторы и художники-постановщики отправлялись в экспедицию, чтобы не только найти и выбрать подходящие локации, но и заранее продумать, как будут выглядеть сцены фильма. Этот процесс также называется скаутингом.

Этот процесс описан в документальной ленте «Время путешествия» о поисках мест для съемок фильма Андрея Тарковского «Ностальгия» 1983 года.

vremya puteshestviya
Источник: Кадр из фильма (kinopoisk.ru)

В наши дни режиссёры редко участвуют в поисках локаций самостоятельно. Благодаря развитию интернета, процессом можно руководить удалённо, а подбором подходящих мест занимаются специалисты, именуемые локейшен-менеджерами. Сам процесс поиска тоже стал проще и быстрее: фото, спутниковые снимки и уже имеющиеся базы объектов позволяют заранее отобрать варианты и тратить больше времени на исследование и подготовку самой локации, а не на её поиск.

Работа локейшен-менеджера

Локейшен-менеджер — не только специалист по подбору локаций для кинопроизводства. Он также должен иметь творческий вкус и развитое воображение. Локейшен-менеджер не сидит на месте, находясь в постоянных поисках новых интересных мест. Один из наиболее важных критериев, который характеризует такого специалиста — наблюдательность. Опытный локейшен-менеджер может взглянуть на обычные вещи с необычного ракурса и затем представить свои идеи режиссёру или продюсеру. И чем больше необычных локаций и оригинальных идей есть в «копилке» у такого специалиста, тем он ценнее.

По теме:  Как 2ГИС помогает путешествовать с комфортом

Локейшен-менеджер постоянно путешествует. Поэтому такая работа будет непроста для тех, кто привык к офису или «удалёнке».

«Локейшен-менеджер умеет, скажем, так, систематизировать. То есть, он понимает, где можно снять, например, уголок Норвегии, где — русскую деревню, а где получится сделать очень хороший кадр, как будто ты находишься в Исландии. И у него все это “перемалывается” не только с точки зрения накопительства, но и с точки зрения применения этих впечатлений».

Светлана Солдатова, директор Центра развития кинопроизводства «Нордфильм»

Также для локейшен-менеджера важны и организаторские навыки: умение общаться, заводить деловые знакомства, рассчитывать бюджет, а также способность быстро найти решение в любой внештатной ситуации.

Как подбирают локации

Подбор локации во многом зависит от места и времени действия фильма. Обычно локейшен-менеджер получает от режиссёра или художника-постановщика информацию о требованиях к локации. Это может быть как съемка на природе, так и на определённом объекте, таком, как квартира, загородный дом, завод или офис. Скаутинг обычно начинается с поиска подходящих локаций в интернете, после чего локейшен-менеджер выезжает на место для составления фотоотчёта и подробного изучения, а также согласования съемок с арендодателями, местными жителями или властями.

При выборе локации важно не только понимать, насколько она подходит для сцены и насколько выгодно будет смотреться в кадре. Необходимо изучить также организационную и техническую составляющие. На первый взгляд идеально подобранная локация может быть занята или её аренда не уложится в бюджет. Съемка может помешать работам или доставить неудобства местным жителям. На локации могут быть сложности с подключением аппаратуры, плохие погодные условия или другие факторы, которые вынуждают искать альтернативное место съемки.

Места съемки известных фильмов часто становятся достопримечательностями и точками притяжения туристов. Так после съемок фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», посёлок Териберка стал популярным туристическим направлением.

Leviafan kadr iz filma
Источник: Кадр из фильма (kinopoisk.ru)

Часто в кинематографе встречается явление, когда действие картины происходит в одном помещении, маленьком посёлке или другом определённом месте. При этом сцены могут быть сняты не просто в разных локациях, но и в разных городах, а иногда и странах.

По теме:  Президент Федерации юкигассен Дмитрий Макушев: «Мурманск — один из первооткрывателей снежной игры в России»

Причины могут быть любые: от банальной нехватки бюджета до режиссёрской задумки.

«Бывают такие случаи, когда режиссёру нужно показать, например, холодный северный город, озёра, осень. Создаётся образ такого города, но сцены на самом деле снимаются в нескольких городах. Так вымышленный город из “Заполярного Вальса” снимали в Мончегорске, Кировске и Апатитах. Для этого как раз подобрали те локации, которые помогли создать вот этот общий образ. И когда зритель смотрит фильм, ему кажется, что всё происходит в одном и том же месте».

Светлана Солдатова, директор Центра развития кинопроизводства «Нордфильм»
zapolyarnyi vals
Источник: Кадр из фильма (kinopoisk.ru)

Устроиться работать локейшен-менеджером возможно даже не имея никакого опыта, однако следует помнить, что это профессия не для всех. Это не только увлекательные поездки по необычным местам с фотоаппаратом, но и тяжелый умственный, а иногда и физический труд. Столь высокая интенсивность и регулярные переезды под силу далеко не каждому. Это работа для тех, кто готов работать 24 часа в сутки без выходных, полностью отдаваясь любимому делу в мире киноискусства.