Георгий Кондратьев и Константин Ленин, жители Вологды, увлечены пленочной фотографией. В начале сентября они отправились в Заполярье и прислали нам целую подборку.
Нам стало любопытно, почему именно такой они увидели Арктику, что затронуло их сердца в Печенгском округе. И мы взяли у ребят большое интервью. Нас интересовало все. Почему они готовы тратить время и средства на свое хобби, сколько фотоаппаратов берет с собой пленочный фотограф, как идет пейзажная фотосъемка, и многое другое.
Бонусом из интервью вы узнаете, почему, по мнению ребят, в Заполярье даже комфортнее путешествовать, чем в средней полосе России.
Читайте в статье
Взгляд на Заполярье через объектив вологжан
— Расскажите о себе, что привело вас на вершину мира, в Арктику? И где вы побывали.
Георгий:
— Не так давно мой друг Костя и я путешествовали по Кольскому полуострову. Мы посетили Мурманск, Заполярный, Никель, водопады на реке Титовка, водопад вблизи Никеля, хребет Муста-Тунтури, Териберку и Лиинахамари. Поездка проходила с 2 по 9 сентября (с учетом двухдневных дорожных переездов в каждом направлении).
Что нас привело в Арктику? Пленочная фотография. Важно подчеркнуть, что для нас это не способ заработка; мы просто энтузиасты, глубоко увлеченные этим процессом. Это не то, чем мы зарабатываем деньги. Это то, на что мы их тратим с удовольствием.
— А чем вы в жизни зарабатываете деньги, которые тратите на свое любимое хобби? Если не секрет.
Георгий:
— Я в кофейном бизнесе 12 лет, занимался всем — от обжаривания кофейных зерен и приготовления кофе, до набора и обучения персонала. И уже три года я управляю кофейней в Вологде. А Константин работает в строительной сфере.
Константин:
— Хочу добавить, что мы увлекаемся пленочной фотографией уже примерно 5 лет.
Георгий:
— Да, уже 5-6 лет постепенно развиваемся, путешествуем, фотографируем.
— Расскажите о вашей любимой фотографии, сделанной в Заполярье.
Константин:
— В каждой поездке всегда бывают такие кадры, которые определяют всю историю. Они оправдывают затраты времени и средств, а еще приносят удовольствие.
Меня особенно влечет съемка воды — движение воды и то, что скрывается под ней. Это передает ощущение течения и спокойствие объектов на дне. В Заполярье у меня есть целая серия таких фотографий.
Мы путешествовали по этому региону, и каждый новый водопад, каждый новый уголок природы завораживал нас, захватывал наше внимание.
— Георгий, а у вас какое самое любимое блюдо… то есть фото в Заполярье?
Георгий (смеется):
— Мое любимое блюдо? Картошка с котлетой.
Что касается моей любимой фотографии из Никеля, у меня еще не вся пленка обработана, осталось примерно 50 кадров. Среди них, возможно, найдется что-то интересное с последних дней поездки и связанное с Никелем.
У меня много фотографий природных красот Заполярья. Нас привлекало все. И водопады, и скалы, и сопки. Удивлял низкий лес, это деревья, которые чуть выше тебя ростом. На самом деле сложно что-то одно выделить И еще хочу добавить, может, это звучит банально, но для меня все кадры заполярной природы любимы, мы в Вологде такой красоты не видели.
— Зато есть хорошие песни о вашем городе. Вот потому-то мила мне всегда, Вологда-гда-гда-гда…
Георгий:
— Песня отличная! Но мы в Вологде живём на низменности, наш ландшафт не слишком разнообразен, хотя он красив, особенно осенью.
Константин:
— Мы фотографируем много. Когда мы находимся в новой локации, с необычным ландшафтом, мы начинаем снимать все, что нас удивляет. Всегда находимся в поисках.
Нам, вологжанам, просто супер непривычны горы, водопады, отсутствие высоких деревьев в лесах, и грибы размером с голову. Все это становится объектами нашего внимания.
— Вы снимаете только пейзажные фото природы?
Георгий:
— У нас есть фотографии живых городских пейзажей разных мест, включая Никель. Это, наверное, самое запоминающееся, потому что приезжая в другой город, даже всего в 50 километрах от дома, ты обнаруживаешь, что там живут совсем другие люди.
У каждого места есть свои особенности и факторы, которые влияют на жизнь его жителей. Поэтому фотографировать людей всегда интересно в любой поездке, согласен, Костя?
Константин:
— Если говорить о городской фотографии, то она, в общем понимании, бывает сложнее. Не все могут понять и принять, зачем фотографировать незнакомых людей на улице. Но если рассматривать логику пейзажных фотографий, то именно города и жизнь в них представляют собой наиболее интересную тему.
В Заполярье мы всегда прогуливались вечером и фотографировали города, жителей. Возможно, для кого-то эти пейзажи могут показаться суровыми и скучными, но для нас это всегда было очень увлекательно.
— Вы впервые были в Арктике?
Георгий:
— Да, настолько далеко на север я еще ни разу не уезжал. Обычно мои поездки были ограничены пределами нашей области, и я предпочитал ездить в сторону юга или юго-востока. Но мои знакомые часто посещают север, мой друг любит ездить на рыбалку в Териберку.
У меня есть друг, который тоже увлекается фотографией, и недавно он начал фотографировать много северных пейзажей. Когда он показал мне свои работы, они выглядели невероятно красиво, и это сподвигло меня на поездку.
— А как обстояли дела с погодой, когда вы были на севере, не замерзли ли вы?
Георгий:
— На удивление, судя по прогнозам погоды в мобильном приложении, погода в родной Вологде и погода в Печенгском округе, где мы находились, практически не отличалась. В начале сентября, когда мы были в Арктике, погода была довольно комфортной, как для конца лета, так и для начала осени.
Впрочем, через две недели после нашего отъезда, у нас в Вологде было +17°C, в то время как в Мурманской области уже выпал первый снег и всё замело. Но в тот момент, когда мы находились на севере, погода была прекрасной.
Константин:
— Вероятно, сезоны там приходят раньше и более интенсивно, но нам повезло с погодой, и она была очень хорошей.
Георгий:
— Местные жители нам сказали, что, в принципе, у них не суровый климат. И говорят, что у них иногда зимы, по сравнению с вологодскими, были теплее даже.
Константин:
— Я родом из Архангельской области и там более суровый климат, чем в Заполярье.
Теплое течение Гольфстрима согревает Заполярье, не дает замерзать Кольскому заливу и смягчает климат.
— То есть в начале осени в Заполярье вам было комфортно и фотографировать и отдыхать?
Константин:
— Конечно, да, не было никаких экстремальных погодных условий, например, дождя или снега. Даже в Вологде бывает холоднее.
У нас зимой тоже случаются морозы до -35°C. Но это не останавливает нас. Мы прячем фотоаппарат под куртку, надеваем специальные перчатки и мороз нам не помеха. Мы всегда готовы к съемке!
— А где вы еще были, в каких регионах снимали?
Георгий:
— В центре России я часто бываю по работе, и по личным делам. В Москве, например, можно снимать без остановки, потому что там всегда что-то происходит.
Мне нравится русский юг. В Сочи, Адлере можно очень колоритно поснимать.
Мой самый приятный опыт фотографии в путешествии был в Грузии. Тбилиси это такой котел жизни, там вообще все кипит, все какое-то просто супер необычное, но при всем при этом очень традиционное, красивое. Снимать можно бесконечно.
— Россия большая, куда еще вы бы хотели поехать на фотоохоту?
Константин
— Я бы хотел, конечно, объехать всю Россию, если бы это было чуть менее затратно. Это моя мечта.
Георгий:
— Я мечтаю посетить каждый уголок земли, увидеть все, что только можно. Однако много времени тратится на дорогу. Недавно мы провели 9 дней в Заполярье, но из них всего 5-6 дней ушли на съемки Кольского полуострова, остальное время мы провели в пути. Мне кажется, что для того чтобы действительно погрузиться в атмосферу места, нужно как минимум месяц.
— Вы хотите в следующий раз провести целый месяц в Заполярье?
Георгий:
— Конечно. Сейчас уже невозможно не поехать. Мы уже влюбились в север, похоже, я постоянно вспоминаю эту поездку.
Мне понравилось, как мы быстро передвигались и как много захватили. То есть успели отснять даже города, Никель и Заполярный. Понравилось и то, с какой на самом деле лёгкостью ты можешь добраться до таких крутых мест.
Константин:
— До таких природных красот не всегда так просто можно доехать в других регионах. Например, в Карелии, чтобы доехать до водопадов, которые мне так нравятся, нужно затратить массу усилий. Дорога менее удобная, чем, допустим, в Никеле и Заполярном.
Георгий:
— Очень понравилось дороги и доступность природы в Заполярье, удобно добираться на машине. Хорошо развита инфраструктура для туристов, и не придется сталкиваться с какими-либо трудностями, чтобы добраться до места.
К примеру, ты можешь оставить машину на обочине дороги и немного прогуляться пешком, чтобы дойти до великолепного водопада. Немного отойти от дороги и ты уже у обустроенной смотровой площадки.
Константин:
— Мы вернемся в Арктику в любом случае, потому что осень нам понравилась. И хочется еще летом поснимать, и зимой.
Георгий:
— Север так прекрасен, что даже словами трудно передать.
Я уже всем друзьям сказал, что очень хочу вернуться в Арктику по двум причинам. Во-первых, чтобы увидеть еще больше северных красот. И во-вторых, чтобы посетить места, куда вскоре можно будет добраться проще, без размытых дорог. Например, полуостров Рыбачий.
— А жить в Заполярье хотелось бы вам?
Константин:
— Если бы мы были, так скажем, более свободными, то почему и нет. Можно было попробовать пожить там, пожить здесь. Плюс это было бы очень удобно, чтобы лучше узнать место, поснимать.
Советы путешественникам и фотографам
— Как вы выбирали места для съемок в Заполярье?
Георгий:
— У нас было всего несколько дней для съемок. Поэтому перед поездкой мы узнавали у местных знакомых, что стоит посмотреть в первую очередь.
— А что вы можете посоветовать фотографам и путешественникам, которые захотят также приехать в эти края?
Константин:
— Я бы посоветовал составить заранее план мест, которые они хотели бы посетить, чтобы более рационально использовать свое время, потому что здесь так много интересного, что хочется увидеть.
Георгий:
— Лично я бы посоветовал тем, кто путешествует в этих краях на автомобиле, всегда заправляться, как только появляется такая возможность. Потому что в некоторых местах там можно остаться без бензина, и это может стать неприятным опытом.
Также важно подготовиться к поездке, прочитать, посмотреть и поспрашивать о местах, которые планируется посетить. Важно ехать с «открытыми глазами», потому что в этом регионе, как мне кажется, на каждом повороте, на каждом участке дороги можно найти что-то интересное.
— А вы сами как готовились к поездке?
Константин:
— Ну, было пару мест, которые мы хотели посетить, было пару мест, которые нам посоветовали посетить. И вот как-то так, по наитию, по подсказкам, а иногда просто куда глаза глядят. Все сработало отлично, нам очень понравилось.
Есть много видео и статей, как люди путешествуют в сторону Мурманска, много полезного.
Георгий:
— Опять же это наша специфика, потому что мы фотографировали.
И нам очень помогли советы опытных друзей. Они рассказали, где остановиться по пути, на что посмотреть.
— А вы рассказывали вашим друзьям и близким о поездке,делились впечатлениями об Арктике?
Георгий:
— Да, много раз, при каждом удобном случае, мы рассказывали о нашей поездке. И советовали всем — если хочется на Русский Север посмотреть, то ехать при первой же возможности. Особенно, если есть машина. Просто спокойно ехать и не париться, потому что быстро, комфортно, удобно, дорога хорошая, люди доброжелательные. Масса интересных мест, яркие впечатления на всю жизнь
И тот же самый климат, о котором многие могут переживать я ещё раз вот говорю, что не так уж он и отличается.
— А девушкам и семейным легко ли будет путешествовать?
Константин:
— У меня есть такие знакомые девушки, которые пешком весь Русский Север прошли.
Семейным мы тоже рекомендуем ехать. Детей в такие путешествия нужно обязательно брать, они будут только благодарны. У меня есть племянник, и я думаю, что ему бы очень понравилось.
— То есть эта поездка на Русский Север подходит не только для любителей экстрима?
Константин:
— Да, люди более-менее подготовленные абсолютно спокойно это все переносят. У нас в Вологде бывает намного холоднее, ветреннее.
— А особую одежду какую-то брали для севера?
Константин:
— Непромокаемую обувь.
Георгий:
— Куртки, и все.
— А как насчет гостиниц в Заполярье, поделитесь впечатлениями?
Георгий:
— Хорошие впечатления, все по адекватным ценам. Можно еще дешевле найти, если лишних полчаса посидеть на каком-нибудь сайте для поиска жилья.
— Никель, Заполярье. Это же закрытые места для туристов были раньше, а сейчас как?
Константин:
— Да, мы проходили через пограничный контроль. Все нормально, быстро и удобно.
Легко ли сегодня снимать «на пленку» в России?
— Почему вы предпочитаете съемку «на пленку», несмотря на удобство цифровой фотографии?
Константин:
— У нас есть свои предпочтения в этом вопросе, я бы сказал, именно тактильная история.
Георгий:
— Ну, это наш инструмент, пока мы не готовы переходить на цифру.
Константин:
— Готовы или нет, у нас нет никаких табу. Важно, что мы не готовы отказываться от фотографии как хобби. Да, фотоаппарат — всего лишь инструмент, и наша основная цель — сами фотографии.
Как я говорю на своих творческих встречах, можно снимать даже на домофон, если это вас устраивает, то ради бога. Главное, чтобы нам нравилось фотографировать. Когда-нибудь, возможно, мы перейдем на цифровое фото, но не сейчас.
— Константин, а какой фотоаппарат у вас сейчас в руках?
Константин:
— Это Olympus. У нас много фотоаппаратов, и этот не единственный. Он удобен из-за своего компактного размера, я могу брать его с собой на работу и повсюду.
Георгий:
— Да, у нас масса фотоаппаратов. И все они пленочные, все они функционируют и не просто лежат без дела. Каждый из них имеет свое предназначение, так как они обладают разными форматами.
— Интересно, а сколько фотоаппаратов в Никель с вами ездили?
Георгий:
— Много! В Заполярье каждый из нас брал с собой по 4 камеры, не считая другого оборудования. У меня с собой были Pentacon six, Nikon f70, Olympus pen EE 2, Любитель 166у. У Константина Pentax 6/7, Mamiya7, Bessa r3m, Horizon 3s.
— Скажите, а сколько у вас было с собой коробок с пленками? Ведь 36 кадров, это так мало, в сравнении с цифрой.
Георгий:
— В плёночной фотографии есть особенность, форматность. Это касается и цифровой фотографии, но о форматости чаще говорят в контексте пленки. Разные форматы пленки соответствуют разным форматам фотоаппаратов.
Нас привлекают среднеформатные камеры, хотя они довольно громоздкие. У Константина, например, есть фотоаппарат, вес которого составляет около 3,5 килограммов с одним объективом.
Константин:
— У среднеформатных фотоаппаратов всего 10-12 кадров на одной пленке. На двоих у нас было примерно 40 коробок пленок.
— Кстати, сейчас санкции, как вы умудряетесь все покупать, наверное, все стало менее доступным, подорожали и плёнки и реагенты?
Георгий:
— Слушайте, ну да, сложно, но можно. Все есть в продаже, если очень захотеть и если знать, где найти. Кстати, и кино до сих пор снимают на плёнку, вы знали это?
— Не знала, это интересно.
Георгий:
— Так вот если кино снимают на пленку, это значит, что ее до сих пор производят. А если ее до сих пор производят, значит, можно купить.
А производство химии для работы с пленкой, мне кажется, никогда не заканчивалось. И если даже закончится, есть энтузиасты, которые своими руками создают специальную химию. И проявители, и фиксажи.
Важно увековечить момент духа времени
— Поделитесь, какие у вас были ожидания перед поездкой и что поменялось, когда увидели Арктику вживую?
Георгий:
— В том-то и дело, что я ничего не ожидаю перед поездкой, то есть для меня все новое, все интересное.
Константин:
— Я никогда не ожидаю чего-то, особенно от городов. Они такие, как есть. И этим для меня интересны.
— Я заметила, что вы также фотографировали индустриальные пейзажи Арктики, какие у вас ощущения?
Георгий:
— Все это было интересно. Мы фотографировали как раз рядом с Никелем. Они притягивают к себе взгляд, Это своя геометрия, не похожая ни на что, это особая аура.
Константин:
— Этот момент был удивительный для нас. Они проникают друг в друга, индустриальный город и природа, в каком-то симбиозе живут. Это очень, очень красиво.
—Вы планируете отправлять фотографии поездки в Арктику на фотоконкурсы, например Русского Географического общества? Или может планируете выставлять на фотостоки?
Георгий:
Я возьму на себя ответственность сказать, что конкурсы и фотостоки нам не интересны, потому что мы этим увлекаемся не потому, что хотим на этом зарабатывать или кому-то что-то доказывать. Мы делаем снимки для души, для личной коллекции.
Мы ставим перед собой задачу более глобальную, чем конкурсы и все остальное. Нам важно увековечить момент духа времени. И лет через 10-15 эти фотографии по-настоящему зазвучат.
Возможность побывать на севере есть у каждого
— Ребята, спасибо большое за интервью. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям, всему миру?
Георгий:
Я хочу всем людям сказать, которые есть в этом мире, что нужно больше любви и внимания уделять окружающим, тогда у нас у всех все будет хорошо.
А по поводу путешествия на Русский Север, мне просто хочется сказать, что не нужно бояться. Не нужно слушать людей, которые рассказывают о каких-то там сложностях и трудностях. Север он такой — хороший и очень интересный.
Не нужно обращать внимание на клише, что север это какая-то там холодная сторона. Нет, север — это как раз настоящая жизнь, просто она абсолютно иная, не такая, как в средней полосе России. Добавлю, что это большое упущение — не побывать на севере, если есть возможность. А возможность на самом деле у каждого. Русский Север на самом деле очень доступный. Здесь нужно побывать обязательно, хотя бы раз в жизни!